(При)обретение ценности самозаботы в России: "лидеры здоровья" и потребительские рынки технологий себя

На семинаре Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — СПб «СОЦ UP» выступит к.соц.н., старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, доцент кафедры экономической социологии НИУ «ВШЭ» Елена Бердышева с докладом "(При)обретение ценности самозаботы в России: "лидеры здоровья" и потребительские рынки технологий себя"

Наука 0+

16 февраля в 18 00 на семинаре Центра молодежных исследований «СОЦ UP» выступит к.соц.н., старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, доцент кафедры экономической социологии НИУ «ВШЭ» Елена Бердышева.


Тема доклада: (При)обретение ценности самозаботы в России: "лидеры здоровья" и потребительские рынки технологий себя.

На уровне здравого смысла кажется естественным считать, что собственное здоровье – это абсолютная ценность. Однако даже в европейских обществах, где хорошо развита институциональная инфраструктура профилактического здравоохранения, индивидов приходится дополнительно побуждать, а иногда и принуждать к практикам сбережения и преумножения собственного здоровья. Как и в европейских странах, в России на государственном уровне активно инициируются программы продвижения здорового образа жизни и самосохранительного поведения среди населения. Однако пока что социологические исследования свидетельствуют, что россияне чаще склонны тратить здоровье, а не сберегать и преумножать его для будущего. Этому находится множество структурных объяснений, однако за пределами внимания исследователей остается тот факт, что без осознания ценности здоровья индивиды могут не считать, что забота о нем стоит траты времени и денег. В данной статье предпринимается попытка декодировать параметры субъективной ценности заботы о здоровье. Для этого предлагается обратиться к теоретическим наработкам социологии оценивания, устремленным к прояснению механизмов увязывания спроса и предложения через культивацию потребностей покупателя в ходе рыночного продвижения ценности товаров и услуг. Эмпирические рассуждения основываются на серии глубинных интервью с россиянами – «лидерами здоровья», которые рапортуют не просто о терапии возникающих заболеваний, а о регулярных практиках по улучшению своего здоровья и о позитивных сдвигах в своем самочувствии. Проведенные в 2020–2021 гг. 26 таких интервью рассказывают о том, как подключение к потреблению товаров и услуг для здоровья легитимирует и закрепляет интерес человека к заботе о собственном здоровье, ритуализирует соответствующие практики и в итоге меняет его представление о собственной субъектности. Здоровье начинает ощущаться как актив, инвестиции в который обещают рост жизненной силы и личной продуктивности, медицински заверенные шансы на более продолжительную социальную жизнь и одобрительное отношение окружающих к тому, кто современно, по-научному подходит к управлению физикой и психикой, а также полное раскрытие своего человеческого потенциала, «возвращение к себе» как новую форму индивидуальной устойчивости и автономии. Когда продвижение самозаботы о здоровье в обществе осуществляется рынками, индивиды усваивают утилитарное видение себя, что потенциально усиливает неравенство и конкуренцию вместо социальной интеграции.

Поделиться:

818 дней назад
16 февраля 2022 18:00–21:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов